Статьи по пассажирским авиаперевозкам

Летаем на биотопливе

Еще 2 года тому назад полет пассажирского самолета на биотопливе был единичным событием и являлся, в основном, экспериментальным. Но за последнее время все значительно изменилось: сейчас новым технологиям по использованию биотоплива на регулярных рейсах уделяется большое внимание, как ведущими авиастроительными компаниями, так и крупнейшими авиаперевозчиками.

Конструкторы и авиакомпании уже давно стремятся сделать авиационную отрасль более экологичной. Поэтому они постоянно ищут новые способы снизить количество вредных выбросов при эксплуатации авиалайнеров.

Летом 2011 года был совершен первый трансатлантический перелет грузового авиалайнера Boeing 747-8F, работающего на биокеросине.

1 июля 2011 года американский комитет по стандартизации ASTM официально разрешил использовать на коммерческих рейсах HRJ - гидрированное возобновляемое авиатопливо, на 50% состоящее из биологического топлива. Биодобавки в этом топливе могут быть изготовлены из водорослей, ятрофы, рыжиков или масел животного происхождения.

Но и ранее крупнейшие авиакомпании мира уже использовали биотопливо на своих регулярных рейсах. Так, 29 июня 2011 г. Boeing 737-800 авиакомпании KLM совершил рейс между Амстердамом и Парижем на топливе, состоящем на 50% из отработанного кулинарного масла. Голландский перевозчик особо отмечает свою открытость новым способам применения топлива, производимого из альтернативных источников. В будущем KLM рассчитывает полностью заменить традиционный керосин на биотопливо.

Первый демонстрационный полет с использованием биотоплива Boeing 747-400 KLM совершил еще в ноябре 2009 года. Тогда биотопливо на 15% состояло из биодобавок, произведенных из рыжиков. Рыжики выращиваются на пшеничных полях после сбора урожая – это дает возможность избежать роста цен на продукты из-за использования сельскохозяйственных полей.

Немецкий перевозчик Lufthansa пошел еще дальше - и запустил 6-месячную программу регулярного авиасообщения между Франкфуртом-на-Майне и Гамбургом. Полеты выполняются на авиалайнере Airbus A321, один из двигателей которого будет работать на биотопливе. Основная цель этой программы - сравнить характеристики работы двигателей в реальных условиях.

Биотопливо для авиакомпании Lufthansa производится из рыжиков, ятрофы и масел животного происхождения и обходится в 2 раза дороже, чем обычный авиационный керосин. Но альтернативные виды горючего жизненно необходимы авиационной отрасли, так как стоимость керосина будет только увеличиваться со временем.

Сейчас основные требования к биотопливным добавкам – это ощутимое сокращение выбросов в атмосферу и минимальное воздействие на продовольственные запасы и биосферу. Основным преимуществом биотоплива является то, что его характеристики и свойства практически не отличаются от обычного керосина, благодаря чему его можно использовать на пассажирских рейсах без конструктивных изменений самолетов и их двигателей.

Финский авиаперевозчик Finnair выполнил свой первый перелет на биотопливе 20 июля 2011 г. Рейс совершался из Амстердама в Хельсинки на авиалайнере Airbus A319. При этом использовалось биотопливо из отработанного кулинарного масла - как и для KLM, оно было изготовлено компанией SkyNRG. В ближайшее время Finnair планирует совершить еще 4 таких рейса.

Одновременно с этим и самолет мексиканской авиакомпании Interjet выполнил первый коммерческий рейс на биотопливе. Airbus A319 вылетел из Мехико в Тукстла Гутиеррез на топливной смеси, состоящей на 27% из биокеросина на основе ятрофы. Всего за время полета "туда-обратно" было израсходовано более 12 тысяч литров биотоплива.

Ятрофу - растение, используемое при изготовлении топлива для Interjet, - выращивают непосредственно в Мексике. Далее она отправляется на американский завод компании Honeywell, где из нее и производится биокеросин.

О высокой заинтересованности авиакомпаний в использовании биотоплива говорить еще и тот факт, что группа ведущих американских и европейских авиаперевозчиков, среди которых United Airlines, American Airlines, Air Canada, JetBlue Airways, Lufthansa, Southwest Airlines и др., подписала письмо о намерениях, адресованное биоэнергетической фирме Solena. Соглашение предусматривает ежедневную поставку компанией Solena до тысячи баррелей биотоплива, изготовленного из городских и сельскохозяйственных отходов.

С другой стороны компания Airbus совместно с Комиссией Евросоюза, крупнейшими европейскими авиаперевозчиками и производителями биокеросина  создали рабочую группу для разработки стандартов сертификации новых видов биотоплива, а также для поиска способов его производства по более низким ценам. В рамках проекта, названного Bioefuel Flightpath, планируется и создание первого европейского промышленного предприятия по производству авиационного биотоплива

Компании-авиастроители Boeing и Embraer, в свою очередь, совместно финансируют исследования по изучению использования авиационного биотоплива из сахарного тростника. Независимым консультантом исследования выступает Всемирный фонд дикой природы. В рамках проекта будут оцениваться выбросы в атмосферу и использование земель для выращивания сырья. Исследование планируется завершить к 2012 году.

Столь повышенное внимание в последнее время к альтернативным видам авиатоплива говорит о его востребованности в авиационной отрасли. Уже сегодня созданы рабочие группы, результаты исследования которых, наверняка, приведут к созданию отлаженной системы, включающей в себя предприятия по производству биотоплива, а также ряд посредников, занимающихся вопросами транспортировки и продажи этого горючего.

 

   
Яндекс.Метрика